Audi S1 (8X) 2014
Audi S1 (Ауди S1) - 3-дверный хэтчбек класса «В». Спортивная версия модели Audi A1. Автомобиль дебютировал в марте 2014 года на Женевском автошоу.
Audi S1 (Ауди S1) - 3-дверный хэтчбек класса «В». Спортивная версия модели Audi A1. Автомобиль дебютировал в марте 2014 года на Женевском автошоу.
Этот малыш мог бы стать самым доступным премиальным спорткаром (в Германии цена на модель начинается с 29 950 евро), но, увы, пока в нашу страну он поставляться не будет. И все же, судя по тому, что машина показала в снегах Швеции, где проходила ее премьера, S1 у нас появится: серые дилеры непременно получат на нее заказы, а нам к такой схеме не привыкать.
Такое имя уже носила одна из моделей Audi - Sport Quattro S1. Эта машина была показана в Женеве в 1980 г., а позже выпущена в количестве 224 экземпляров. На раллийной Sport Quattro S1 чемпионом мира в 80-ых годах становился Стиг Бломквист - он, к слову, присутствовал на презентации новой S1 и катал на своей боевой Quattro всех желающих. Однако произведенный тогда автомобиль не только был гораздо больше новой S1, но и стал самой дорогой серийной машиной того времени в Германии. Учитывая этот факт и современную тенденцию к росту габаритов машин всех классов (Volkswagen Golf, например, за семь поколений вырос в длину почти на полметра), в которую новинка категорически не вписывается, родственником нынешней S1 тот спорткар может считаться едва ли.
Эксперименты по инфицированию агрессивным вирусом самой доступной и скромной по размерам Audi начались только в 2011 году, когда немцы представили концепт A1 Clubsport Quattro. Оснащенный 256-сильным силовым 2,0-литровым TFSI, этот автомобиль был выпущен в количестве 333 серийных экземпляров. Каждый разгонялся до 100 км/ч за 5,7 секунды и мог достигать максимальной скорости в 245 километров в час. Опыт прошел успешно, но силовой агрегат не подходил для выпуска крупной серии по нормам выброса. Нужный двигатель стандарта Eвро-6 был найден только недавно. Этот 2,0-литровый агрегат слабее аналогичного на A1 Clubsport Quattro (231 против 256 л. с.), но имеет больший крутящий момент (370 против 350 Ньютон-метров). С ним до 100 км/ч трехдверный автомобиль разгоняется за 5,8 секунды (5,9 для версии Sportback): всего на 0,1 секунды медленнее, чем Clubsport.
Банально, но S1 настолько оригинальна, что ей не подобрать конкурентов. Никто другой пока не смог совместить мощь спорткара, размеры компакта и полный привод. По габаритам (длина S1 - 3 975 мм, ширина - 1 740 мм, высота - 1 417 мм, колесная база - 2 469 мм) и мощности на роль главного оппонента подходил бы новый Mini Cooper JCW, но там только передний привод.
Снежные дороги Швеции и ледяное озеро на полигоне Моланда доказали, что муфта Haldex пятого поколения (такая же устанавливается на Golf R) - действительно не просто важная составляющая концепции S1, но тот пятый элемент, который делает модель уникальной.
По дорогам общего пользования, покрытым льдом и занесенным снегом, машина перемещается с уверенностью крупного полноприводного седана и, благодаря адаптивным амортизаторам, демонстрирует схожий уровень комфорта. Даже отсутствие АКП (из-за продольно установленного двигателя большого объема для нее не остается места) в бытовых условиях не становится проблемой. Короткоходная механическая коробка переключения передач на S1 настолько хороша, а мотор настолько эластичен, что переходить с одной ступени на другую приходится крайне редко. Стоит же сильнее придавить газ, и машина на ходу сбрасывает с себя последние остатки маскировки, по повадкам превращаясь в спорткар.
Схожее удовольствие от езды по снежным дорогам, пожалуй, получаешь только на Porsche: обгоны, повороты - любые маневры даются с азартом и безопасно. Руль очень информативен: машина чутко реагирует даже на легкое движение «баранкой». Чувствуется, что инженеры Audi с нуля разрабатывали электроусилитель для этой модели: с настройками на A1 нет ничего общего. Даже ESP не набрасывает на автомобиль строгий ошейник. Система настроена так, чтобы водитель чувствовал, что ему предоставлен карт-бланш: она позволяет колесам буксовать и подхватывает машину только в тот момент, когда, кажется, уже начался занос.
На чистом льду антипробуксовочная система и вовсе дает машине скользить. С отключенной же ESP и системой drive select, переведенной в спортивный режим (более жесткие амортизаторы, потяжелевший руль, обостренная реакция на нажатие педали газа) машина на озере превращалась в источник чистого удовольствия от езды.
Короткая база делает S1 настолько послушной и интуитивно понятной, что двигаться на ней в управляемом заносе может и неподготовленный водитель. Сбрасываешь газ перед виражом - машина проходит дугу боком, добавляешь - автомобиль снова становится прямо. Допустить критическую ошибку, закрутить S1 так, чтобы она потеряла управление, почти невозможно. Управление моделью схоже с ощущениями от езды на карте. Вопросы вызывают только тормоза. Они на S1 крупнее, чем на гражданской версии (310 против 288 мм), но суппорты здесь с обычными плавающими скобами. На льду, конечно, их хватает, но в том же Мячково летом они вполне могут перегреться.
Но, если по поведению компакт - прирожденный спортсмен, то внутри метаморфоза не была завершена до конца. От обычного ситикара остались высокая посадка и, например, не самые подходящие для активной езды сиденья (это при том, что в машинах, предоставленных на тест, были установлены опциональные кресла со встроенным подголовником). Явно не хватает боковой поддержки - ощущение, что «ковш» держит тебя крепко (как, например, на RS4) отсутствует.
Зато внешность не подвела - S1 сбалансирован и органичен. Его агрессия скрыта в деталях: черная крыша, 18-дюймовые диски (в начальной комплектации - 17-дюймовые), две пары сдвоенных патрубков под задним бампером и антикрыло на крыше. Хотя A1 Clubsport Quattro выглядел еще более внушительно в каждом их элементов: начиная от дизайна колесных дисков и заканчивая фарами и крупным антикрылом.
Яркий дизайн, коктейль из безумия и идеального послушания, мягкая подвеска, хорошая шумоизоляция и скромный аппетит (7 литров в смешанном режиме) - S1 обладает набором качеств, подходящих для машины на каждый день и для автомобиля выходного дня, и, даже несмотря на безальтернативную механическую коробку, может быть вполне успешен в своем сегменте. Повезло Европе, да?
Николай Загвоздкин